История создания и развития Тарусского Народного театра
Тарусская земля богата своими театральными традициями. Здесь в 60-70-е годы 18 столетия жил «отец русского театра» А. П. Сумароков. Его перу принадлежат 9 трагедий, двенадцать комедий и три оперных либретто. Сумароков был первым директором первого русского театра. Он выполнял функции и художественного руководителя, и режиссера, и сценографа,и воспитателя труппы, не прекращая при этом писать пьесы.
В тарусском имении Сивцеве им созданы комедии «Рогоносец по воображению» и «Вздорщица», прообразами героев которых послужили тарусские дворяне.
Весной 1889 года в наших местах впервые появился художник В. Д. Поленов, облюбовавший Тарусу для жизни и творчества.
В 1915 году в Тарусе в старинном здании соляного амбара был открыт Народный дом, на которой Поленов и ученый-кристаллограф Георгий Викторович Вульфпожертвовали несколько тысяч рублей для его обустройства. Здесь устраивались концерты и спектакли, была поставлена опера В.Д. Поленова «Призраки Эллады». После Октябрьской революции, живя в усадьбе Борок, Поленов продолжал руководить развитием самодеятельности. Он писал своим сотрудникам по народному театру: «Наша деятельность в настоящее время более нужна, чем, когда –либо. Всякое просветительское дело есть теперь самое важное и нужное. А театр есть одна из самых широких просветительских школ для народа».
В Тарусе и ее окрестностях под руководством Поленова широко развернулась театральная самодеятельность. В работе образовавшегося после Октябрьской революции кружка самодеятельности принимали участие дочери Поленова – Екатерина, Ольга и Наталья. Уездная партийная организация и комиссар по народному просвещению Федор Михайлович Мелихов понимали необходимость открытия в Тарусе клуба.
Вначале он находился в здании соляного амбара (теперь помещение электростанции). Затем его перенесли в центр города в здание на углу улиц Октябрьской и Ленина, там оборудовализрительный зал и сцену. Основной работой считали постановку спектаклей. С обязанностями режиссеров хорошо справлялись Н. Н. Виноградова, В. М. Тарасов, К. Гамулецкий, дочери Поленова. На сцене клуба, который стал носить имя Володарского, были поставлены пьесы: А. Н. Островского «Гроза», «Лес», «Василиса Мелентьева»; А. П. Чехова «Вишневый сад», «Чайка»; М.Горького «На дне», В.Шекспира «Отелло», «Король лир» и ряд других пьес.
Успех «Короля Лира» превзошел все предыдущие. Зал не вмещал напора публики. Стояли на улице и долго, почти до драки требовали мест. На репетициях этого спектакля бывал сам Поленов. Он интересовался костюмами, хвалил игру Сахарова: «Отлично, благородная игра»! Костюмы сестры Поленовы шили целую неделю, работали до глубокой ночи при керосиновых коптилках. Король Лир был в золотистом костюме и черном плаще. Королевы: огненная с золотом, с черными косами Регана, бирюзовая с серебром – Гонерилья, Корделия –Наташа- белая. В постановке спектаклей участвовали: М. Н. Гумилевская, Н. К. Виноградова, М. В. Ганьшина, Н. А. Сахаров, А. С. Богоявленская, сестры Розановы, В. М. Тарассов, Ф. М. Мелихов, И. Доронин, Л. М. Волкова, И. Макаренко, Н. Крылова, К. Гамулецкий, Красноармеец Кондратьев, Боголюбов и др. В клубе ставились также отрывки из опер и балетные сцены под руководством М. И. Рыбакова
Были поставлены сцены из опер «Демон», «Фауст», «Вера Щелога». Пение сопровождалось игрой на рояле пианистки В.В. Вульф. Исполнителями ролей в оперных сценах были М. И. Рыбаков, ветврач Преображенский, обладавший сильным басом, Н. К. Виноградова, Топильская, А. Розанова, А. Михайлова, Е. Полунин. Дочери художника Поленова ставили также в клубе и детские спектакли с детьми сел Бехово и Страхово.
За свою историю тарусский народный театр пережил разные времена: расцвета и упадка, взлета и падения. Так в 1947-1948 годах директор Дома культуры Гуженкова никакой работы не вела, самодеятельности не было, только танцы. Позднее, когда директором стал О. И. Афанасьев, руководители кружков А. Г. Шеин, Л. Янович, Б. П. Аксенов превратились в штатных актеров. Афанасьев хорошо пел, но не мог заменить собой целый коллектив. В 1949 году директором клуба стал С. С. Калекин. В июне после одноактных пьес зритель увидел, наконец, большой и хороший спектакль. Состоялась премьера комедии А. Н. Островского «Поздняя любовь». Успех спектакля был несомненной заслугой руководителя драматического коллектива Б. П. Аксенова. Оформлял спектакль художник Н. Родин. Яркий образ главного персонажа пьесы адвоката Николая Шабловасоздал С. С. Калекин. Обаятельную Людмилу сыграла А. Венкова. Роль Дормедонта исполнил В. Никитин. Хорошо выглядела в своей роли О. П. Аксенова, игравшая Шаблову. Типичного купца нарисовал М. Г. Утенков, удачно сыграла Лебедкину А. Кларк. В июле с одноактными пьесами коллектив выступил перед колхозниками на уборке урожая. В театр пришли новые актеры - и в декабре состоялась премьера комедии Шкваркина «Чужой ребенок».
23 января 1951 года состоялась премьера спектакля по пьесе А. Корнейчука «Калиновая роща», а 12 апреля зрители увидели спектакль «Платон Кречет» по пьесе того же драматурга. Роли в последнем спектакле исполняли: Бочкарева – Т. М. Губина, Терентий Осипович Бублик- Н.И. Валов, Платон Кречет – С.С. Калекин, Лида Коваль - Н. И. Филиппова, Аркадий Павлович – А. Г. Соломатин (рабочий карьера), Майка – Нелли Кузьмина. В спектакле также были заняты О. П. Аксенова, А. Г. Венкова, Б. П. Аксенов, С. Н. Охочинский, В. И. Шкарбанов.
В 1952 году Борис Прохорович показывает сразу три новые работы: в марте пьесу А. Сурова «Обида», 26 июля водевиль А. Симукова «Солнечный дом», в декабре пьесу А. Михайлова и Л. Славина «Тайная война».
26 апреля 1953 года показана пьеса Н. Дьякова «Свадьба с приданым», в которой участвовали: Е. Орехов, В Скибина, Н. Филиппова, А. Соломатин, Б. Аксенов, С. Калекин, Н. Суслина, В. Охочинский, А. Яковлева, Н. Кучина, В. Губин. Кроме того, на сценах сельских клубов коллектив показывает комедию Арбузова «Встреча с юностью». Театральная группа в составе Н. Кучиной, Т. Губиной, А. Янович, Б. Аксенова, С. Калекина оказывала помощь сельским клубам в подготовке к смотру художественной самодеятельности района.
23 февраля 1954 года состоялась премьера спектакля по пьесе А. Школьника «На переднем крае», главные роли в которой исполняли: Б. П. Аксенов, С. С. Калекин. 11 апреля была показана комедия С. Михалкова «Раки».
15 апреля 1956 года Борис Прохорович ставитпьесу А. М. Горького «Мещане», а в ноябре – «Воздушный замок» Рудого.
17 марта 1957 года зрители увидели лирическую комедию «Та, которую искали». Девушку, которую так упорно и настойчиво искали, превосходно сыграла Нина Кучина, а ее партнера – Евгений Орехов.
Борис Прохорович Аксенов был увлеченным человеком. Он обладал большим трудолюбием и талантом. Даже уйдя на пенсию в 1958 году, он оказывал повседневную помощь драматическому коллективу. Были поставлены пьесы В. Гусева «Слава», В. Катаева «День отдыха», комедия В. Киршона «Чудесный сплав», Пьеса Э. Ремарк «Последняя остановка». В 1960 году Борис Прохорович очень удачно осуществил постановку пьесы А. Софронова «Стряпуха». Самодеятельные артисты поднялись на новую творческую ступень. Роли в спектакле исполняли: Павлина- А. Венкова, Казанец – О. Афанасьев, Чайка – Л. Янович, Галина – Р. Пыльченко, Андрей Пчелка- В. Родюшкин, Таисия – Н. Разина, Наталья – А. Антонова, мать Гали Дарья Архиповна – Е. С. Юркова, Тимофей Слива – В. Стригунов, Тимофей Григорьевич Соломка – С. Калекин.
В 1960 году к 20-летию Эстонской ССР драматический коллектив Дома культуры под руководством опытного режиссера Андрея Александровича Ларина поставил пьесу эстонского драматурга ЭгонаРаннета «Блудный сын». В спектакле были заняты: Е. С. Юрнова, Р. С. Пылиенко, А. Г. Шеин, О. И. Афанасьев и др. Декорации подготовил художник В. И. Стригунов.
В семидесятые годы режиссером театрабыл Владимир Литвяков. 21 ноября 1978 года театр открыл новый сезон премьерой спектакля по пьесе Евгения Шабана «Шрамы». В спектакле участвовали молодые актеры – В. Белов, В. Котов, В. Тихонов, Л. Сычева. Из ветеранов С. Г. Шепелева. Спектакль утверждал в человеке человеческое, призывал к ответу нарушителей норм морали.
В восьмидесятые годы режиссером театра стал Георгий Шеин. Заведующей постановочной частью была его жена Мария Григорьевна. Шеин был талантливым человеком, замечательно играл на трубе, возглавлял духовой оркестр Дома культуры. В молодости он работал в Большом театре в Москве, разбирался в технических вопросах освещенности сцены и т. п. Георгий Александрович начал с инсценировок Чеховских рассказов «Гайка», «Унтер Пришибеев» и др. Он подготовил спектакль «Русские люди», в котором участвовали ветераны Великой Отечественной войны Василий Григорьевич Курятников, Василий Давыдович Ушаков, Фатющенков. В роли Вали дебютировала библиограф районной библиотеки Бакланова Татьяна Алексеевна. С прежним актерским составом Шеин продолжил выступать с пьесой «Женитьба Бальзаминова». Главную роль в ней сыграл учитель музыкальной школы Владимир Гавриков. Затем недолгое время режиссерами народного театра были Надежда Загайнова и Надежда Серегина.
В девяностые годы театр возглавила директорДома культуры Надежда Никифоровна Горбачева. Вместе с заведующей постановочной частью Надеждой Васильевной Жучковой она поставила спектакли: «Урок дочкам» (по пьесе Крылова), «Про Федота Стрельца» (по произведению Л. Филатова), сказку «Приключения Макея в царстве Кощея», «Барышня-крестьянка» (по произведению А. С. Пушкина). В них играли Т. Зорина, В. Герасимчук, С. Шумаев, Р. Габайдулин, Л. Стародубцева, С. Горшкова, Н. Жучкова, С. Кузнецова, Н. Шулаева, Н. Горбачева, К. Степанян, Н. Крестова и др. Театр получил звание народного. Затем со спектаклем «Не все коту масленица» по пьесе Островского дебютировал в роли режиссера Владимир Герасимчук. Спектакль участвовал в областном смотре в Калуге. Герасимчук также осуществил постановку Чеховского «Медведя». В труппу народного театра тогда входили актеры: Н. Рыженкова, К.Степанян, супруги Расторгуевы, М. Жидова, Г.Таджиматова, О. Герасимчук, С. Кузнецова, Н. Жучкова, Н.Шулаева, Т. Зорина и др.
В 2002-2003 годах режиссером народного театра стала Татьяна Зорина. Вместе с ней в театр пришла молодежь. Со студентами Лицея-34 и старшеклассниками школ города она подготовила спектакль по пьесе Н. Островского «Снегурочка». В нем играли: Вадим Петраков, Владимир Михайлов, Людмила Смирнова, Александр Дворниченко, Филипп Сахаров, Максим Плетнев, Ксения Зотова, Полина Зорина, Денис Золотов, Михаил Музживлев, Диана Спектакль по пьесе А.Макаенка «Трибунал».